Выставка живописи "Мечтаем о лете" Елены Уколовой

Дата проведения: с 10 апр по 20 апр 2018
Выставка живописи "Мечтаем о лете" Елены Уколовой

С 10 апреля по 20 апреля 2018 года на Невском проспекте 54 в «Фонде Исторической фотографии им. Карла Буллы» состоится выставка живописи Елены Уколовой «Мечтаем о лете» (город Москва).

Вернисаж выставки 10.04.2018 в 18:00

Елена Лукинична Уколова родилась в Подмосковье, в семье инженера. Родители мечтали сделать из нее музыканта. Изобразительным искусством она увлекалась, с детства, но профессионального живописного образования так и не удалось получить.

В 1967 году она с отличием закончила Музыкальное училище им. Гнесиных, потом Институт им. Гнесиных и аспирантуру по кафедре истории музыки.

В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию по истории русской симфонической музыки. С 1974 по 2011 год она работала ведущим научным сотрудником ГЦММК им. Глинки и Мемориального музея-усадьбы Ф.И. Шаляпина.

В культурном мире известна как исследователь, исполнитель и сочинитель старинного русского романса, автор многочисленных книг в этой области, сотен радиопередач и десятков телепередач... Вместе с мужем Валерием Уколовым более 30 лет жизни посвятила возрождению русского старинного романса. Работа в архивах, библиотеках, написание и издание множества книг, проведение концертов, циклов радио и телепередач наполняли деятельность этих лет.

Обратиться к изобразительному искусству заставили книги Уколовых, художественное оформление которых Е.Л. Уколова взяла на себя. С другой стороны, рисовать побудили и поиски культурной среды, где звучал русский старинный романс. Так возникла серия живописных работ, посвященных московским дачам.

Первая выставка «На дачу в Сокольники!» состоялась на Тверской в июне 2012 года в выставочном зале музея «Преодоление». Организовал ее Музей Наивного искусства. С 2012 по 2017 год состоялось 8 крупных персональных выставок: в Музее Преодоление (2012, 2015) в Арт-Измайлово (2012, 2013) в Московской Городской думе (2014), в ЦДРИ, Международном художественном фонде (2015, 2016 – представлено 130 работ.). В 2013 году ее работы представлялись в международных выставках «16 Биенале» Сербия, Белград, и «Фестнаив 4» Москва.

За год Е. Уколова участвует в 10-20 коллективных выставках.Работы хранятся в   Музее наивного искусства и частных коллекциях Москвы.

Творчеству Е.Л. Уколовой были посвящены выступления на научных конференциях и публикации в научных сборниках искусствоведов О.В. Дьяконицыной, О.Н. Филипповой и М. Артамоновой.

В журнале «Русская галерея 21 век» 2013 г. № 4 о творчестве Уколовой опубликована статья искусствоведа Академии художеств Нинель Мазуренко «Романтический наив» с представлением 12 картин.

Елена Уколова является кандидатом искусствоведения, автором 21 книжного издания (совместно с Валерием Уколовым). В живописи работает в жанрах городского пейзажа, ретро-пейзажа и натюрморта. Пишет акварелью, темперой, акрилом и гуашью на бумаге и картоне.




Мечтаем о лете.

Девятая персональная выставка Елены Уколовой проходит в преддверии долгожданного лета, в Санкт-Петербурге, в Музее Карла Буллы. Поэтому акцент сделан на том, что составляет главные радости лета – цветы, сады и дачи. В данном случае – старинные московские дачи 19 века.

Сокольники почти 250 лет были любимым местом гуляний москвичей. В середине 19 века они ходили туда не просто подышать чистым воздухом и насладиться рощей, но и полюбоваться чудесами архитектуры и садового искусства. Это был сказочный городок, где скрестились все архитектурные стили и эпохи и гуляли как по музею. Однако ни один фотограф ни один художник или просто владелец дачи не увековечил эту сказку. А после революции все снесли как память царском режиме. Сносили самое интересное, красивое, чтобы они не напоминали о ценностях прошлого.

Изучая романс художница вынуждена была изучать жизнь старой Москвы, находить адреса романсистов, дома, увеселительные сады, где он звучал.

Рождение и первая волна расцвета старинного русского романса совпала с возникновением первого дачного поселка на окраине Москвы. Это было новое демократическое и массовое явление в русское жизни первой треть 19 века. И началось все с Сокольников. Это и определило направление поиска.

Потом выяснилось, что дачная архитектура в чем-то близка старинному романсу. Никто ее особенно не изучал, не собирал, считалась, что это халтура и в лучшем случае – эклектика. С романсом объединяет то, что люди строили и планировали как хотели без указки сверху, что им нравилось. Отсюда многостильность и свобода проектов. Это была отдушина в предустановленном заорганизовнанном мире.

Когда Уколовы начинали романсовые вечера, они назвали первый цикл «Шедевры старинного романса». А функционер им возралил: Старинный романс не может быть шедевром. И сейчас архитекторы, в дискуссиях говорят: в дачной архитектуре не может быть шедевров - Это дилетантизм и эклектика. Пусть это эклектика, но она приносила людям больше радости и отрады, чем архитектурные образцы зданий сената, синода и других государственных учреждений. Поэтому мы так мало знаем о владельцах и об архитекторах дачных домов. Чаще всего это творчество безвестных талантов.

Без живописного образования, воссоздать в картинах дачную жизнь Москвы 19 века казалось не реальным. Понадобились годы поисков оригинального стиля, чтобы, наконец, возникла многочисленная серия картин с видами Сокольников. И наконец, Уколова решилась представить ее взыскательной публике. Идею приветствовали знакомые художники и архитекторы. Неоценимую роль сыграла поддержка искусствоведа О.В. Дьяконицыной и В.И Грозин - директор Музея наивного искусства. Они увидели в работах Уколовой не только художественное творчество, но и новое его направление – стиль «романтического наива». Как открытие воспринял работы Елены Уколовой крупнейший историк, глава краеведения России, академик С.О. Шмидт: «Можно прочесть массу замечательных книг о старой Москве, но никакие слова не заменят живой образ, вспыхнувший на увиденных картинах».

Подчеркнем, что работы Елены Уколовой - не фантазии, а вполне реальные дачи, в которых протекала летняя жизнь москвичей всех сословий. Елене Уколовой удалось в картинах реконструировать первый дачный поселок Москвы, о котором даже дотошные краеведы ничего не знали. Поэтому первая выставка на Тверской воспринималась как открытие неведомой Москвы. Художница создавала эти картины как напоминание о бесспорных достижениях русской культуры. Ей хотелось, чтобы эта выставка вызвала интерес к забытым сокровищам России и укрепила в нас гордость и веру в ее неисчерпаемые творческие силы.

Из романса, из поэзии русской дачи выросла и тема цветов. На первой же выставке Е. Уколовой в витринах лежали ее старенькие рисунки цветов на черном фоне. Посетители усмотрели в них оригинальный стиль и настоятельно посоветовали заняться цветами. Так цветы стали конкурировать с дачами и, в конце концов, вышли на первое место.

Известно, что в среде академической живописи бытует презрение к этому беспроблемному жанру. Художница считает это заблуждением и непростительной недооценкой общечеловеческой целебной сущности этого жанра. Поэтому Уколова смело и сознательно продолжает рисовать цветы. Она нашла в них свой жанр и свой самобытный стиль. В цветах она стремится соединить   их реальную красоту и авторскую мысль о жизни. Вариации из пяти компонентов – стол, ваза, цветы, фон, занавеска – могут быть бесконечны, как бесконечна и мысль о мире. А тот, кто не сразу прочтет мысли, пусть наслаждается красотой цветов.

Художница считает, что террор и запреты в сфере искусства – все это от лукавого. Запечатлеть мгновения божественной красоты не легко, а одухотворить их и наполнить целебными свойствами жизненного элексира это задача очень трудная. Однако трудности Елену Уколову никогда не останавливали.

Удалось ли ей реализовать свои культурные и художественные устремления – решать публике. Своей выставкой художница хотела согреть петербуржцев в эту запоздалую весну и взбудоражить мечты о красном лете.