Государственная публичная историческая библиотека России Шестые Чертковские чтения «Образ Российской империи: А.Д.Чертков и его время».

Дата: 7 дек 2017
Государственная публичная историческая библиотека России  Шестые Чертковские чтения «Образ Российской империи: А.Д.Чертков и его время». «Лев Толстой и Карл Булла, июль 1908. Фоторепортаж из Ясной Поляны».

Накануне   80-летия   писателя Л.Н.Толстого, 7-8 июля 1908 года в Ясной Поляне работали знаменитый фоторепортёр Карл Булла и его младший сын Виктор, прославившийся фоторепортажами с русско-японской войны. Подготовка к этому  визиту заняла 5 лет,  инициатором  был критик и историк искусства В. В. Стасов. По свидетельству Д.П.  Маковицкого,     составившего подробную летопись яснополянской жизни в 1904-1910 гг., Льву Николаевичу были известны снимки К.Буллы в журнале «Искры», в т.ч. с дачи И.Е.Репина в Куоккала.    

Булла   в Ясную Поляну  привезли с собой на двух подводах фотографическое и осветительное оборудование. Как  вспоминал композитор А. Б. Гольденве́йзер, фотографы из Петербурга   для «Нового времени»     «снимали целых два дня беспрестанно». Всего   было сделано около 100 фотографий, получился развёрнутый фоторепортаж, в котором в разнообразных  ситуациях запечатлён Лев Николаевич Толстой, его родные и близкие, виды Ясной Поляны и повседневная жизнь усадьбы.

Маковицкий   в   записи от 2 сентября 1908 года отмечал «Софья Андреевна стала показывать чудные фотографии Буллы». Эти снимки публиковались в российских и иностранных иллюстрированных газетах и журналах, многократно воспроизводились в виде открыток. Своеобразным послесловием к яснополянской фотоэкспедиции стал снимок К.Буллы в ноябре 1910 года в Пенатах, где художник И.Е. Репин и критик К.И.Чуковский читают в газете известие о смерти Толстого. В.Булла в качестве кинооператора снял 9 ноября 1910 года 140 метров кинохроники «Похороны Л. Н. Толстого».

*****

Из фотомонографии "Первый фоторепортёр России Карл Булла"

В августе 1908 года, отправляясь в Ясную Поляну для съёмок Льва Толстого, Карл Карлович берёт младшего сына Виктора с собой в уверенности, что тот его не подведёт. К фотографированию гения мировой литературы Карл Карлович готовился много лет. Ещё в 1903 году началась переписка критика В. В. Стасова и писателя П. С. Сергеенко с родными Толстого об организации фото- и киносъёмки, а также записей на фонограф. Активная роль в этом отводилась Карлу Булле. Тогда это намерение не осуществилось. Но Лев Николаевич знал фотографии Буллы по журналам, одобрительно отзывался про его снимки в «Искрах» Репина с Горьким и Стасовым в Куоккале. Об этом снимке сам В. В. Стасов писал своему брату, отмечая умение фотографа «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся».

В 1908 году Толстой уже не возражал по поводу приезда Буллы. В дневнике Д. Маковецкого 7 июля 1908 года записано: «Были фотографы от “Нового времени”: Булла с сыном. Снимали Л. Н. одного и с другими многократно». [21] Хотя беседы Лев Николаевич вел, скорее всего, с Карлом Карловичем, к примеру, о президенте Франции Армане Фальере, визит которого в Россию Булла отправлялся снимать после Ясной Поляны. Оценка трудов отца и сына Буллы (около 100 снимков) также есть в этом дневнике: «2 сентября 1908 года. Софья Андреевна (жена Льва Николаевича. — Прим.) стала показывать чудные фотографии Буллы».

На память осталась и широко известная фотография Карла Карловича и Льва Николаевича на веранде яснополянского дома, исполненная Виктором.

Своеобразным послесловием к яснополянской фотоэкспедиции стал снимок Карла Буллы 1910 года в Пенатах, где Илья Репин и Корней Чуковский читают в газете известие о смерти Толстого. А Виктор Булла в качестве кинооператора снял 9 ноября 1910 года 140 метров хроники «Похороны Л. Н. Толстого».

*****

Из фотомонографии"Династия Булла: Карл. Александр. Виктор. Юрий"

Больше всего материалов  связано со знаменитой поездкой Карла Карловича и Виктора Карловича в Ясную Поляну в июле 1908 года. Ей предшествовала пятилетняя подготовка,  о чем свидетельствует переписка критика и историка искусства Владимира Васильевича Стасова (1824-1906) с журналистом и писателем  Петром Алексеевичем  Сергеенко (1854 - 1930), приведённая в:

П. А. Сергеенко — В. В. Стасову, 11 декабря 1903 г.:

«...Насколько я могу судить, Булла заинтересован главным образом с фотографической стороны. Эта сторона осуществима теперь вполне для Буллы, т. е. он может взять лучшие аппараты, приехать в Ясную Поляну и сделать хорошие снимки Льва Николаевича и Софьи Андреевны... Что же касается кинематографа и фонографа, то лучше всего с этим вопросом снестись непосредственно с заграницей. Если у Буллы есть там мосты и рельсы, то пусть торопится... .»

В. В. Стасов — П. А. Сергеенко:

«С. II. Б. Императорская Публичная библиотека. Понед. 15-го декабря 1903.

«Ваше письмо из Тулы — ко мне, а другое — к К.К. Булла жестоко смутило нас. Как? Вы покидаете нас обоих, и наше общее, дорогое дело?! ...Опираясь на Ваше доброе и одушевленное согласие, мы тут, по возможности, двинули вперед все приготовления: произведены были переговоры с иностранными представителями компаний, как по части кинематографии, так и граммофона, и согласие их (предварительное) получено. Но, само собою разумеется, в предприятии, требующем изрядных расходов, эти господа желают и требуют получить хотя какое-нибудь прочное основание для первого приступления к делу. ... И что-нибудь подобное возможно было бы лишь вследствие личного разговора и заявления, если не от самого Льва Великого (это в настоящую минуту представляется совершенно, кажется, невероятным) то со стороны его супруги. И на это, в какой бы то ни было форме, мы всего более и рассчитывали на основании Ваших собственных, столько обнадеживающих нас, речей.... Поехали бы вдруг техники, с машинами и препаратами своими, и им — вдруг отказ начисто при их появлении в имении? Что ж теперь остается? Кажется одно — все бросить, от всего отказаться? ...К. К. Булла пишет Вам сегодня же».

П. А. Сергеенко — В. В. Стасову:

«Данилов, Ярославской губ. с. Никольское 1903. XII. 27.

...Что касается кинематографа и проч., то для меня все это в висячем положении. Булла обещал написать обо всем подробно. А что-то не пишет...

Итак, если у Буллы еще ничего не налажено и материально он не заинтересован в организации этого дела, то пусть напишет мне ... ».  

К. К. Булла — В. В. Стасову:

«У нас идет все по маслу и к 15 января я полагаю мы (т. е. фонограф, кинематограф и фотограф) в Ясной Поляне, к какому времени следовало бы собраться и всем близким почитателям Льва Николаевича — Вы, Горький, Чехов, может быть, Гинцбург (прим. скульптор  Илья Яковлевич Гинцбург, 1859-1939, у него учился А.К.Булла) поедет туда лепить, то я снял бы этот сеанс.

19 декабря 1903 г.»

Фотосъемку Л.Н.Толстого в Ясной Поляне Карлу Карловичу удалось осуществить только накануне   80-летия великого писателя. О деталях сообщает  словацкий общественный деятель  Душан Петрович Маковицкий (1866-1921), личный врач семьи Толстых,  составивший подробную летопись яснополянской жизни   с 18 декабря 1904 года по 28 ноября 1910 года.

    10 февраля 1907 года.

«Смотрели картинку в старых «Искрах» - Стасова, Репина, Горького. Л.Н. сказал, что очень желал бы видеть Репина». Пояснение к этой записи на с.656:  «На обложке №41 «Искр», 1906, 15 окт. воспроизведена групповая фотография К.К.Буллы: В.В.Стасов, И.Е.Репин и М.Горький на даче Репина в Куоккале».

    7 июля 1908 года.  

«Были фотографы от «Нового времени»: Булла с сыном. Снимали Л.Н. одного и с другими многократно. Снимки за столом во время обеда не удались. Л.Н. не мог удержаться от смеха: рассмеялся именно тогда, когда снимали».... «Л.Н. (...про Буллу). Отсюда поедет снимать Фальера.  Я очень уважаю его - не утверждает смертных приговоров».  (пояснение внизу страницы: Фальер - президент Французской республики, должен на днях приехать в Ревель). «..и утомили его фотографы»

    2 сентября 1908 года.

«Софья Андреевна стала показывать чудные фотографии Буллы» (при издании записок Маковицкого опубликовано 7 фотографий К.Буллы).

*****

Свой вариант воспоминаний (изданы в 1922 году) о визите отца и сына Булла в Ясную Поляну оставил Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер (1875-1961), пианист и композитор. «Еще в июле приезжали фотографы из Петербурга делать снимки для «Нового времени» по поводу юбилея Льва Николаевича. Они снимали целых два дня беспрестанно. На второй день мы с женой были в Ясной. Очень было неприятно. Софья Андреевна суетилась, старалась попасть непременно на все снимки и на самое видное место. Лев Николаевич чувствовал себя очень нехорошо. Он сказал на мой вопрос, не устал ли он: -Нет, не устал, а мне просто стыдно на старости лет такими глупостями заниматься». И далее «Вечером я рассматривал фотографии Буллы (петербургский фотограф), и меня очень тронуло, что Лев Николаевич спрашивал Софью Андреевну, нет ли меня на этих снимках».

*****

Воспоминания  писателя и литературоведа Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969) о событиях ноября 1910 года  стали завершением «толстовской» темы в творчестве К.Буллы. На обороте знаменитой фотографии, сделанной в мастерской художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), изображенный на ней Чуковский написал: «В 1910 году, тот день, когда газеты сообщили о смерти Льва Толстого, я прибежал, весь в слезах, к И.Е. Репину. Он сидел, удрученный, у себя в мастерской. И вдруг в это время приехал фотограф Булла сфотографировать Репина. Репин отказывался позировать, но Булла был напорист и неотвязчив». В «Воспоминания о Репине»   Чуковский дополняет: «Философова и Бенуа, этих двух представителей «Мира искусства», он ненавидел свирепо, и когда однажды, в день смерти Толстого, фотограф Булла снял его с номером «Речи» в руках, которая вышла тогда в траурной рамке, он запретил выставлять этот снимок, потому что ненавистный ему «Бенуашка» состоял сотрудником «Речи»».